Диагностика расстройств аутистического спектра

Эпилепсия

Связанные особенности, подтверждающие диагноз

РАС – это пожизненный комплекс расстройств развития, влияющий на социальные и коммуникационные способности человека. В результате чего человек обрабатывает поступающие стимулы иначе, чем другие люди, не страдающие от подобного поражения. Дети с расстройствами аутистического спектра все понимают, видят, слышат, переживают – просто воспринимает внешний мир со своей точки зрения. Это проявляется в области игры, общения, поведения. Воображение также имеет иные характеристики.

Следовательно, речь идет о врожденном нарушении мозговой функции, затрагивающем сферу общения, социального взаимодействия, воображения, творчества. Экспертная литература утверждает, что РАС затрагивает 0,5-1,0% населения. Указано также, что заболеваемость выше у мальчиков, чем у девочек.

Ответственность за определение диагноза несет ответственность детский психиатр. Диагностика – это не только механическое выполнение критериев МКБ-10, достижение необходимых баллов по стандартизированным диагностическим шкалам, но также комплексное медицинское, лабораторное обследование, исключение других заболеваний, расстройств.

Диагностические критерии:

  • качественное нарушение социального взаимодействия;
  • ухудшение качества общения;
  • ограниченный, повторяющийся стереотип поведения, интересов, деятельности;
  • необоснованные эмоциональные реакции.

О диагностике аутизма у детей на современном этапе размышляет врач Новосибирского медицинского центра Здравица, детский невролог, специализирующийся более 20 лет на помощи детям с расстройством аутистического спектра, Корень Олег Леонидович.

 Аутизм. Корень О. Л.

Невролог Корень Олег Леонидович

О том, какой пазл предстоит собрать, чтобы выйти на новый уровень помощи детям с аутизмом и другими нарушениями психологического развития.

Существует правило — исключительным правом на установление окончательного диагноза «детский аутизм» пользуется врач-психиатр. Появился даже расхожий термин — «официальный аутист». Получить этот статус непросто. Но в этом отношении мы несколько впереди таких стран, как Узбекистан, где первый «официальный» аутист появился лет пять назад.

Процедура получения этого статуса в нашем регионе несколько упростилась. Теперь нет необходимости укладывать ребёнка в психиатрический стационар, а используется форма «дневной стационар».

В интернете бродит текст о том, что недавно в России разрешили ставить диагноз аутизм взрослым. Но я не могу припомнить никакого запрета. Видимо тут работал абсурдный принцип «всё, что не разрешено, запрещено»? Поправьте, если я ошибаюсь, и был какой-то запрет.

Я не психиатр, а детский невролог и впервые диагностировал РАС четверть века назад. В настоящее время ко мне на прием приходят ежедневно 1-2 новых ребёнка с аутизмом. И я, конечно же, не претендую на установление окончательного диагноза.

Где-то читал, что в США принят такой порядок, диагноз РАС считается предварительным, если ставится после первой консультации и остается предварительным до тех пор, пока установлен только одним специалистом. Думаю, что это правильный подход.

Я не оригинальничаю и в качестве инструмента диагностики использую критерии МКБ-10, основанные на триаде Лорны Винг:

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия.
  2. Качественные нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения.
  3. Существенно ограниченные спектр деятельности и интересов.

    Лорна Винг

Тест СARS

Особенности симптоматики и характеристика детей с РАС

РАС имеет разные формы. Одни больные неспособны устно общаться, IQ других граничит с гениальностью. Поэтому бывает трудно распознать заболевание в первые годы жизни.

Международная классификация болезней, 10-й пересмотр, 1992 г так классифицирует расстройство аутистического спектра:

  • 0 – детский аутизм;
  • 1 – атипичный аутизм;
  • 2 – синдром Ретта;
  • 3 – другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • 4 – гиперактивное расстройство, связанное с умственной отсталостью, стереотипными движениями;
  • 5 – синдром Аспергера;
  • 8 – другие первазивные расстройства развития;
  • 9 – первазивное расстройство развития не специфицированное.

Детский аутизм

Проявляется в области социальных связей, поведения, общения, воображения, интересов, игр. Другие проблемы могут быть связаны с «другим» поведением, отличным от обычного поведения человека в повседневной жизни. Приблизительно 75% детей с детским аутизмом одновременно страдают от различной степени умственной отсталости.

Атипичный аутизм

Это расстройство не проявляется во всех областях жизни, как в случае детского аутизма. Но оно характеризуется рядом эмоциональных, поведенческих симптомов, схожих с проблемами «типичных» аутистов.

Синдром Аспергера

Это синдром с особенностями и симптоматикой, качественно отличающейся от других РАС. Интеллект и общение не затрагиваются, но трудности в социальном взаимодействии сохраняются.

После периода нормального развития по неизвестной причине в детстве (2-4 года) происходит снижение навыков, приобретенных ранее.

Качество общения, взаимодействия, игр, воображения ухудшается, но не в степени, соответствующей атипичному аутизму.

Синдром Ретта

Синдром затрагивает физические, двигательные, умственные функции. Основные симптомы:

  • потеря когнитивных навыков;
  • нарушение координации движений;
  • потеря эффективных навыков верхних конечностей.

Расстройство (генетическое заболевание) диагностируется только у девочек.

По степени социальной приспособляемости (т.е. по качеству социальной коммуникации, адекватности поведения, отношений) РАС делится на 3 типа:

  • низкофункциональные формы – в поведении человек замкнут, мало способен устанавливать отношения;
  • средне-функциональные формы – в поведении способность и интерес к установлению отношений снижены;
  • функциональные формы – в поведении сохраняются основные функции коммуникации; но возникают проблемы в понимании социальных стандартов, применении такта.

Симптомы РАС делятся на 3 группы.

Речь идет о нарушении способности адекватно выражать себя в отдельных социальных ситуациях (напр., люди с аутистическим спектром могут выявлять привязанность посредством агрессивного поведения по отношению к человеку).

Типична неспособность понимать других (проблемы с пониманием невербальных сигналов, подтекста, неявных значений соответствующих сообщений).

Нарушена способность понимать эмоции других. Следовательно, можно говорить об определенном нарушении эмоционального интеллекта.

В результате этих расстройств социальные символы становятся непостижимыми или менее понятными. Человек часто воспринимает их как неинтересные, угрожающие. Это может привести к определенному «втягиванию» в собственный внутренний мир, который в конечном итоге начинает играть более важную роль, чем внешняя реальность. РАС могут быть связаны с тенденциями к социальной изоляции.

Нарушение поведения

Поведение человека с РАС неадекватное. Нарушения в основном связаны с пониманием социальных стандартов, соблюдением, применением социального такта (напр., человек может сказать прохожим что-нибудь вроде «Ты воняешь!»). Типично несоответственное ситуации эмоциональное выражение (улыбка при событиях, ожидающих грусти).

Нарушения наблюдаются также в области межличностных отношений, представленные сниженной способностью их навязывать, поддерживать. Другая крайность – неадекватный способ установления отношений.

В результате подрывается социальная адаптация.

У детей с РАС часто имеются определенные типы стереотипного, ригидного поведения. Оно может принимать разные формы – от повторения простых слов до выполнения различных сложных «ритуалов» (например, перед отходом ко сну человек должен дважды помыться, надеть носки определенного типа). Такое поведение компульсивное, т.е. вызванное непреодолимым желанием сделать конкретное действие.

Стереотипы и ригидность могут проявиться в области интересов, хобби (запоминание всех существующих соединений поездов – время прибытия, отправления).

В поведенческих рамках может присутствовать агрессивность, не исключительна аутоагрессивность.

Причины нарушений

Это генетически обусловленное расстройство. Нарушение структурных генов развития ЦНС – это причина функционально-морфологических нарушений развития мозга, особенно на уровне формирования ассоциативных нейронных цепей. Недостаточная функциональная взаимосвязь центров для обработки сенсорных, социальных, эмоциональных стимулов – это причина ослабления интегративной функции мозга, приводящего к преобладающему избирательному не контекстуальному восприятию, нарушению символизации.

Воздействия окружающей среды – вторичные, их важность скорее связана с поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Лечение, коррекция поведения

Терапевтические меры для детей с РАС делятся на вмешательства:

  • профилактические – развитие навыков (структурированное обучение, обучение навыкам общения);
  • лечебные – решение проблемного поведения (поведенческий анализ, медикаментозная терапия).

Установка подходящего дневного режима – жизненно важная опора подхода к человеку с расстройством аутистического спектра.

Терапевтические варианты:

  • ранние образовательные вмешательства;
  • специально-педагогическое ведение;
  • когнитивная и образовательная терапия;
  • обучение с психотерапией родителей.

Медикаментозная терапия направлена на лечение аффективной лабильности, раздражительности, гиперактивности, невнимательности, агрессии, самоповреждения, стереотипирования.

Полезно использование визуализации – она способствует ориентации в контексте ситуации, пониманию взаимосвязи между событиями.

Оцените статью
Агрегатор знаний по медицине
Adblock detector