Все о «когнитивно-диагностическая функция rkfccyjuj herjdjlbntkz заключается в». Электронная библиотека

Рак

Когнитивные функции: определение, синдромы нарушений.

В. В. Захаров, А. Б. Локшина

Вторая половина XX века характеризовалась
значительными изменениями возрастной
структуры населения с тенденцией к
увеличению в популяции лиц пожилого и
старческого возраста. В 2000 году в мире
было около 400 миллионов человек в возрасте
старше 65 лет. Ожидается, что к 2025 году
эта возрастная группа может увеличиться
до 800 миллионов [1, 4, 5, 10, 13, 31].

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Указанные
демографические тенденции повышают
актуальность гериатрических исследований.
Сегодня врачам различных специальностей
необходимо знать и учитывать в своей
практической деятельности те
физиологические и психологические
особенности, которые характеризуют
пожилых людей. Поскольку возраст является
самым сильным и независимым фактором
риска нарушений высших мозговых
(когнитивных) функций, число пациентов
с этими расстройствами нарастает
одновременно с увеличением в популяции
числа лиц пожилого возраста.

— восприятие информации — гнозис;

— обработка и анализ информации –мышление, включая способность
обобщать, выявлять сходства и различия,
формально-логические операции,
установление ассоциативных связей,
вынесение умозаключений;

  • запоминание и хранение информации –
    память;

  • обмен информацией – речь

  • целенаправленная двигательная активность
    (праксис).

Расстройства КФ существенно снижают
качество жизни больных и их родственников,
являются причиной серьёзных
социально-экономических потерь, которые
несёт всё общество в целом. По статистике,
недовольство своей памятью выражают
до одной трети лиц среднего возраста,
а в возрасте старше 65 лет — не менее 50 %
[7, 10, 20, 21].

Когнитивные нарушения — это субъективное
и/или объективное ухудшение высших
мозговых функций по сравнению с исходным
более высоким уровнем вследствие
органической патологии головного мозга,
влияющее на эффективность обучения,
профессиональной, бытовой и социальной
деятельности [20, 21, 31]. Когнитивные
нарушения, наряду с другими неврологическими
нарушениями (двигательными, чувствительными,
вегетативными) являются важными и
нередко ведущими (а, в ряде случаев,
единственными) проявлениями органической
патологии головного мозга. По существу,
любое повреждение головного мозга
способно вызвать разные по тяжести
когнитивные нарушения.

При оценке когнитивных расстройств,
как и при анализе других неврологических
нарушений, важно определить их тяжесть
и качественные характеристики, зависящие
в первую очередь от локализации поражения
головного мозга, остроту развития,
динамику, связь с состоянием других
мозговых функций [31]. Большое значение
для нозологического диагноза, прогноза
и терапевтической тактики является
оценка тяжести когнитивных нарушений.
По классификации, предлагаемой Н.Н.Яхно,
выделяют тяжелые, умеренные и лёгкие
когнитивные нарушения [13,31].

Под тяжелыми когнитивными нарушениямипонимаются стойкие или преходящие
нарушения КФ различной этиологии,
которые выражены настолько, что приводят
к затруднениям в обычной для больного
бытовой, профессиональной и социальной
деятельности. К тяжелым когнитивным
нарушениям относятся деменция, делирий,
выраженная афазия, апраксия или агнозия,
энцефалопатия Вернике – Корсакова и
др. Наиболее распространённым видом
тяжёлых когнитивных нарушений является
деменция.

Деменция (слабоумие) – это приобретенное
стойкое нарушение КФ в результате
органического заболевания головного
мозга, проявляющееся расстройствами в
двух и более когнитивных сферах (память,
внимание, речь и др.) при нормальном
сознании и уровне бодрствования,
приводящее к затруднениям бытовой,
социальной или профессиональной
деятельности пациента.

На этапе деменции пациент полностью
или частично утрачивает свою независимость
и самостоятельность, а при умеренной и
тяжёлой деменции — нередко нуждается в
постороннем уходе [5, 7, 14, 30, 58].

Для диагностики деменции наиболее часто
используют критерии международной
классификации болезней 10 пересмотра
(МКБ-10) [24] (таблица 1) и DSM-IV (Diagnostic and
Statistical Manual of Mental Disorders – Руководство по
диагностике и статистике психических
заболеваний, 4-ое издание) [5, 36, 58] (таблица
2).

Таблица 1. Диагностические критерии
деменции по международной классификации
болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

  • Нарушения памяти, как вербальной, так
    и невербальной, которые проявляются
    в нарушении способности к запоминанию
    нового материала, а в более тяжелых
    случаях — также в затруднении
    припоминания ранее усвоенной
    информации. Нарушения должны быть
    объективизированы с помощью
    нейропсихологических тестов.

  • Нарушения других когнитивных функций
    – способности к выработке суждений,
    мышлению (планированию, организации
    своих действий) и переработке
    информации. Эти нарушения должны быть
    объективизированы с помощью
    соответствующих нейропсихологических
    тестов. Необходимым условием диагноза
    является снижение когнитивных функций
    по сравнению с их исходным более
    высоким уровнем.

  • Нарушение когнитивных функций
    определяется на фоне сохранного
    сознания.

  • Наличие, по меньшей мере, одного из
    следующих признаков: эмоциональной
    лабильности, раздражительности,
    апатии, асоциального поведения.

Для достоверного диагноза перечисленные
признаки должны наблюдаться в течение,
по меньшей мере, 6 месяцев; при более
коротком наблюдении диагноз может
быть предположительным.

Таблица
2. Диагностические критерии деменции
по DSM-IV (Руководство по диагностике и
статистике психических заболеваний,
4-ое издание):

А. Нарушения памяти (кратковременной
и долговременной).

В. Нарушение, по крайней мере, ещё одной
из следующих когнитивных функций:

  • Праксиса

  • Гнозиса

  • Речи

  • Регуляции произвольной деятельности
    (планирование, программирование,
    абстрагирование, суждения и др.).

С. Как А, так и В, выражены настолько,
что оказывают клинически значимое
негативное влияние на повседневную
жизнь.

D. Сохранность сознания.

Е. Наличие
органического заболевания головного
мозга, которое обуславливает А и В.

Деменция
представляет собой полиэтиологический
синдром, который развивается при
различных заболеваниях головного мозга.
Существуют более 100 заболеваний, которые
на том или ином этапе патологического
процесса сопровождаются деменцией
(Рисунок 1). Однако безусловными лидерами
в списке причин деменции у пожилых
являютсяболезнь Альцгеймера (БА),сосудистая мозговая недостаточность,
смешанная деменция (БА сосудистая
мозговая недостаточность) и деменция
с тельцами Леви.Указанные заболевания
лежат в основе 75-80 % деменций в пожилом
возрасте [10, 12, 13, 30, 33, 41].

Рисунок
1. Наиболее частые причины деменции

Деменция является результатом длительного
прогрессирования дегенеративных или
сосудистых заболеваний головного мозга.
При этом в большинстве случаев клинически
очерченная симптоматика формируется
еще до возникновения нарушений
повседневной деятельности, т. е. до
возникновения деменции. В последние
годы в мировой литературе все большее
внимание уделяется проблеме недементных
форм когнитивных нарушений в пожилом
возрасте, к которым относятся лёгкие и
умеренные когнитивные нарушения [10, 19,
31, 33].

Все о "когнитивно-диагностическая функция rkfccyjuj herjdjlbntkz заключается в". Электронная библиотека

Умеренные когнитивные нарушения (УКН)
– приобретенные нарушения в одной или
нескольких когнитивных сферах по
сравнению с предшествующим более высоким
уровнем в результате органического
заболевания головного мозга, выходящие
за рамки возрастной нормы, но не приводящие
к утрате независимости и самостоятельности
в повседневной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

При синдроме УКН отсутствует бытовая,
социальная и профессиональная
дезадаптация. Однако могут отмечаться
затруднения при осуществлении наиболее
сложных и необычных видов деятельности
[10, 13, 19, 31, 39, 40, 64-66, 70-72].

Распространённость УКН в старших
возрастных группах весьма велика и
достигает 11-17% среди лиц старше 65 лет. В
значительном проценте случаев УКН носят
прогрессирующий характер и со временем
трансформируются в деменцию. Заболеваемость
лишь одной формой деменции – БА – среди
пожилых лиц с УКН достигает 10-15% в год,
что значительно выше среднестатистической
(1-2%) [47, 72, 77].

Выделяют три основных клинических
варианта синдрома УКН [14, 19, 67, 71, 86]:

  • амнестический вариант (монофункциональный
    вариант УКН с нарушениями памяти).В
    клинической картине преобладают
    нарушения памяти на текущие события,
    которые носят постепенно прогрессирующий
    характер. Этот тип УКН, как правило, со
    временем трансформируется в БА.

  • УКН с множественной когнитивной
    недостаточностью
    (полифункциональный
    вариант УКН).Характеризуется
    наличием сочетанного поражения
    нескольких КФ: памяти, пространственной
    ориентировки, интеллекта, праксиса и
    др. Данный тип УКН может отмечаться на
    начальных стадиях различных заболеваний
    головного мозга, например, сосудистой
    мозговой недостаточности, болезни
    Паркинсона, фронтотемпоральной деменции
    и др.

  • УКН с нарушениями одной из когнитивных
    функций при сохранности памяти
    (монофункциональный вариант УКН без
    нарушений памяти). Возможны варианты
    данного синдрома с преобладанием
    нарушений речи или праксиса. Этот тип
    синдрома УКН может отмечатьсяна
    ранних стадияхтаких нейродегенеративных
    заболеваний, как первичная прогрессирующая
    афазия, кортико-базальная дегенерация,
    деменция с тельцами Леви и др.

Современные диагностические критерии
синдрома УКН приведены в Таблице 3 [73].

Таблица 3.
Модифицированные диагностические
критерии синдрома УКН

(MCI-revised). J.
Touchon, R. Petersen, 2004.

  • Когнитивные нарушения, по словам
    пациента и/или его ближайшего окружения.

  • Свидетельства снижения когнитивных
    способностей по сравнению с исходным
    более высоким уровнем, полученные от
    пациента и/или его ближайшего окружения.

  • Объективные свидетельства нарушений
    памяти и/или других когнитивных
    функций, полученные при помощи
    нейропсихологических тестов.

  • Отсутствие нарушений обычных форм
    повседневной активности. Однако могут
    отмечаться нарушения сложных и
    необычных видов деятельности.

  • Отсутствие
    деменции.

(Англ.: Mini-Mental State Examination – mmse)

Folstein M.F., Folstein S.E., McHugh P.R., 1975 [43].

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

ОЦЕНКА

(баллы)

1.Ориентировка во времени:

Назовите
(год), (время года), (месяц), (число), (день
недели)

0 — 5

2.Ориентировка в месте:

Где мы
находимся? (страна, область, город,
клиника, этаж)

0 — 5

3.Восприятие:

Повторите три слова: лимон, шар, ключ

0 — 3

4.Концентрация внимания:

Серийный
счет («от 100 отнять 7») — пять раз

0 –
5

5.Память:

Припомните
3 слова (см п.3)

0 — 3

6.Речевые функции:

Называние предметов (ручка и часы)

Повторите предложение: «Никаких
если, и или но»

3-этапная команда: «Возьмите правой
рукой лист бумаги, сложите его вдвое
и положите на стол»

Прочтите и выполните: “Закройте глаза”

Напишите предложение

Срисуйте
рисунок

0 — 2

0 — 1

0 – 3 (по 1 баллу за каждое верное
действие)

0-1

0-1

0-1

Общий балл

0 — 30

ИНСТРУКЦИЯ

1. Ориентировка во времени.Максимальный
балл (5) дается, если больной самостоятельно
и правильно называет число, день недели,
месяц, год и время года. Каждая ошибка
или отсутствие ответа снижает оценку
на 1 балл.

2. Ориентировка в месте.Задается
вопрос “Где мы находимся?” Если больной
отвечает не полностью, задаются
дополнительные вопросы. Больной должен
назвать страну, область, город, учреждение,
в котором происходит обследование,
этаж. Каждая ошибка или отсутствие
ответа снижает оценку на 1 балл.

3. Восприятие.Дается инструкция:
“Повторите и постарайтесь запомнить
три слова: лимон, шар, ключ”. Слова должны
произноситься максимально разборчиво
со скоростью одно слово в секунду. За
каждое правильно воспроизведенное
слово начисляется 1 балл. Следует
предъявлять слова столько, сколько это
необходимо, чтобы испытуемый правильно
их повторил, однако оценивается в баллах
лишь первое повторение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

4. Концентрация внимания.Просят
последовательно вычитать из 100 по 7.
Достаточно пяти вычитаний. Каждая ошибка
снижает оценку на 1 балл.

5. Память. Просят больного вспомнить
слова, которые заучивались в п. 3. Каждое
правильно названное слово оценивается
в 1 балл.

6.
Речевые функции.Показывают ручку
и спрашивают: “Что это такое?”, аналогично
– часы. Каждый правильный ответ
оценивается в 1 балл.

Просят
больного повторить вышеуказанную
сложную в грамматическом отношении
фразу. Правильное повторение оценивается
в 1 балл.

Устно
дается команда, которая предусматривает
последовательное выполнение трех
вышеуказанных действий. Каждое действие
оценивается в 1 балл.

Дается
письменная инструкция (например,
“Закройте глаза”), больного просят
прочитать ее и выполнить. Инструкция
должна быть написана достаточно крупными
печатными буквами на чистом листе
бумаги.

Функция Дугина

Больной
должен самостоятельно написать
осмысленное и грамматически законченное
предложение.

Больному
дается образец (два перекрещенных
прямоугольника с равными углами), который
он должен перерисовать на чистой
нелинованной бумаге. Если при перерисовке
возникают пространственные искажения
или линии не соединены, выполнение
команды считается неправильным. При
этом не учитываются искажения фигур,
обусловленные тремором.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ

28 — 30
баллов — нет нарушений когнитивных
функций

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

или
легкие когнитивные нарушения

25 — 27 баллов – умеренные
когнитивные нарушения

20 — 24 балла — деменция
легкой степени выраженности

11 — 19 баллов — деменция
умеренной степени выраженности

0 — 10 баллов — тяжелая
деменция

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Однако приведенная выше интерпретация
является ориентировочной. При наличии
доказательных признаков нарушений
профессиональной, социальной и бытовой
адаптации диагноз деменции правомерен
и при наличии высокого балла по данной
шкале. Напротив, только низкий балл при
достаточной адаптации пациента к
повседневной жизни не является основанием
для диагностики деменции.

Оцените статью